Особенности образования ливневых стоков на автомагистралях
Максимальный поверхностный сток на автомагистралях, как правило, имеет высокие значения расходов и зависит от изменения интенсивности и продолжительности осадков. Особенностью дорожного водоотвода является то, что поверхности стекания характеризует отсутствие русла на двусторонних и часто односторонних откосах, или как еще принято называть – склонах. На величину стока на таких поверхностях существенное влияние оказывает не только конструкция дорожного покрытия, но и наличие укрепления склонов, характеристики грунта склона и прилегающих территорий. Также важно, имеет ли склон искусственное или естественное происхождение.
Склоны, характеризуются и различаются формой: прямоугольной, для искусственного склона и веерной – для естественного. Особенности форм регламентируются нормативными требованиями. Особое значение имеет как категория дороги, так и ее расположение, близость к дороге различных объектов промышленного или бытового назначения. Как результат, принимается решение о сопряженности систем этих объектов и сооружений дорожного водоотвода.
Многочисленные наблюдения и исследования, проведенные в регионах с различными климатическими особенностями, показали, что наблюдается несколько факторов, которые безусловно оказывают влияние на образования значительного объема природных осадков. Факторы подразделяются на несколько классов. Можно выделить основные: метеорологические факторы, зависящие от устройства водовода, (искусственного или естественного) и факторы, связанные с особенностями водоемов. Но независимо от того, принадлежат ли факторы к той или иной группе, они могут быть естественного либо природного регулирования. Таким образом, сток может формироваться как результат бытовой и производственной деятельности населения. Во втором варианте на образование стока влияют природные условия. В различных регионах все эти факторы оказывает воздействие на образование максимальных расходов воды. Некоторые факторы можно фиксировать лишь в отдельных районах, имеющих свои отличительные особенности, а другие, так называемые метрологические факторы, присущи всем районам, но с разной степенью влияния. Один из основных факторов - это неравномерность осадков в виде дождя и снега в разные промежутки времени, а также влияние сезонных колебаний.
Необходимо всегда учитывать возможность изменения факторов за длительный период интенсивной эксплуатации водоотведения. При расчете повышенных объемов воды, критерий вероятности превышения должен быть определяющим. Методики расчета экстремального стока на значениях вероятности превышения от 0.1 до 10%. Но фактические условия в рассматриваемом диапазоне слабо изучены. Для разработки надежных методов расчета максимальных дождевых расходов количество натурных данных в настоящее время недостаточно.
Расчетные методы должны быть в обязательном порядке универсальны и, независимо от погодных аномалий, предусматривать приближенные расчеты с необходимой степенью достоверности. При строительстве следует учитывать, что автомобильные магистрали, стоянки автомобилей, развязки и мосты требуют больших площадей для поверхностного водоотвода.
В настоящее время в большинстве стран, в том числе и в России, получен богатый опыт проведения расчетов с целью определения максимального дождевого стока. На международных семинарах рассматривается опыт расчета экстремального ливневого стока многих стран. Результаты представлены в отчетах Генеральных конференций ЮНЕСКО и освещают различные аспекты построения расчетных зависимостей.
Основной принцип при создании методических материалов, позволяющий определить максимальный порядок дождевых вод, должен учитывать самые неблагоприятные условия. Это и погодные аномалии, повышенная увлажненность поверхностей, полив водой в процессе эксплуатации транспортных сооружений и ряда других нестандартных ситуаций.