Требования к сооружениям для отвода воды от автомобильных дорог
Прочность и надежность всей дорожной конструкции обеспечивается укреплением канав и кювет, согласно нормативной документации. Для укрепления сооружений применяются специальные конструкции, которые придают сооружениям необходимую прочность. Крепление должно проводиться типовыми конструкциями согласно нормативной документации (СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги).
При укреплении канав, необходимо иметь в виду, что в каждом регионе есть свои природные материалы, которые могут помочь надежно укрепить сооружение. Это может быть щебень или возможность проведения работ по укреплению откосов с помощью трав, характерных для региона. Возможно использование бетонных лотков и сегментов, а также асфальтобетона.
Если скорость движения воды в канаве менее, чем 0.5м.сек, дно такой канавы можно укрепить травой. Засев трав широко применяется и для укрепления скосов, особенно во влажном климате и если в канале до 1 м/с. Таким образом, в зависимости от уклона и соответствующей этому уклону скорости движения воды, используют различные материалы для укрепления канав.
Если грунты очень насыщены водой, то более оптимальный вариант укрепления это -жёлоба и лотки, изготовленные на специализированных предприятиях. Их используют и в случае искривления профиля канавы. Иногда рационально использовать дождевые колодцы, однако, широкого применения они не получили.
Эффективную защиту дорожного полотна обеспечивают водогасящие устройства. Это стенки, уступы различной конфигурации, трамплины. Погашение энергии водного потока воды позволяет надежно защитить прилегающие к дорожному полотну территории.
Если поверхностный сток необходимо пропустить под дорогой, то в этом случае рационально использовать стеклопластиковые трубы. Установка труб проводится согласно типовым проектам, с применением гасителей (устройств, для гашения скорости воды, чтобы исключить разрушение русла).
Хороший укрепляющий эффект дают бетонные сборные плиты, кюветные лотки, различные сегменты из бетона и песчаный асфальтобетон.
Сборные плиты как правило, изготавливают прямоугольными. Размеры их так же регламентированы. Их используют, когда надо укрепить откосы определенной крутизны 1: 1.5м. либо 1:1м, в зависимости от размеров дна кювета. Установка монолитного бетона для укрепления откосов довольно трудоемка, однако оправдывает себя при скорости потока воды от 3.5 м/сек.
Значительный интерес для укрепления автомобильных трасс представляют водонаправляющие бордюры. Наибольшее распространение они получили за рубежом, где качество дорог находится на высоком уровне, однако в последние десятилетие получили широкое распространение и на территории РФ. Применяются в большинстве случаев при реконструкции дорожных покрытий.
Следует отметить и такие сооружения, как быстротоки, которые легко переводят бурные потоки воды в спокойное русло. В основе принципа их работы лежит эффект гидравлического прыжка, который и позволяет перевести поток в спокойное состояние. Существует еще ряд гасителей бурного потока воды. Не все они снижают скорость, однако значительно сокращают вероятность размыва сооружения. К таким гасителям можно отнести гаситель ЦНИИСа в виде раструба с одной или двумя водобойными стенками, стенка в раструбном оголовке в сочетании с ребром в конце укрепления.
Для России характерным является использование телескопических лотков. Отработана технология их использования при ремонте дорог (МКАД).
Большое разнообразие укрепляющих конструкций позволяет эффективно использовать их для надежного обустройства дорожного полотна в широком климатическом диапазоне. Укрепление автомобильных дорог производится в соответствии с их категорией, с учетом нормативной документации.