Требования к устойчивости сооружений и конструктивных элементов для отвода воды
Для отведения воды с дорожных покрытий существует большое разнообразие сооружений водоотведения. Основными из них являются кюветы, канавы, резервы, позволяющие избежать проникновения влаги в дорожную конструкцию при эксплуатации дорог.
Один из важных показателей при строительстве дорог – поперечный уклон. Он выполняется в соответствии с требованиями регламента и позволяет предотвратить разрушение поверхности дороги от воздействия различных транспортных средств и исключает проникновение поверхностных вод в структуру дороги. Сооружения дорожного водоотвода и осушительные канавы позволяют убирать дождевые и талые воды с наклонов дорог, с выемок и надвыемок.
Поверхностные воды могут быть, как просачивающимися к основанию дорожной конструкции, так и со склонов, откосов, и поверхностной части трассы. Все эти воды через специальные сооружения отводятся на рельеф местности с низким, относительно дорожного полотна, уровнем и затем, в водоемы при условии, что это не приведет к заболачиванию местности у земляного полотна дороги.
Отводные русла должны выполняться по специальной технологии, которая в процессе строительства предусматривает использование соответствующих гидроизоляции сооружений водоотведения. Поверхностный слой такой изоляции имеет надежную защиту от размыва и разрушения конструкции для отведения воды. Очень важную роль в принятии решения по этому вопросу имеют расчет гидравлических характеристик потока. Нормативные и расчетные параметры водоотводных сооружений подлежат детальному анализу. Как правило, расчетные параметры не должны быть выше нормативных. Сечение канав, кювет может иметь различную форму, но их минимальное сечение необходимо испытать на расход воды, полученной расчетным путем. И если возникает необходимость, допустимо увеличить глубину сечения, оставляя минимальную ширину неизменной в области дна.
Для обеспечения надежной работы водоотводных канав осуществляется их проектирование в установленном порядке, где учитываются все особенности данного региона – это состояние грунта, климатические условия и т.д. На основании этих данных ведется гидравлический расчет канавы, который обеспечит необходимый уклон, для создания допустимой скорости воды в канале.
Однако, полученная и обоснованная с точки зрения экологии и экономики скорость воды в канаве не всегда может быть применена без предварительного решении об укреплении водоотводной канавы. Без укрепления, скорость движения воды не должна быть менее 0.3 м.сек.
Нормативные документы в обязательном порядке регламентируют так называемый продольный уклон сооружения, который как правило, должен быть 5% или более, и только в отдельных ситуациях возможно допустить значение этого показателя 3%. Для кювет такой уклон должен составлять 2% и более, если значение в выемке не превышает 2%. Обязательно наличие двухстороннего выпуска воды из выемки.
Таковы некоторые основные моменты, которые необходимо учитывать при проведении работ по устройству сооружений дорожного водоотвода, чтобы значительно повысить безопасность использования дорожного полотна.